Как происходила информационная революция

Начавшаяся в конце ХХ века информационная революция явилась естественным следствием информационного взрыва, основные причины которого рассмотрены выше. В настоящее время принято считать, что процесс автоматизации в своем развитии прошел три стадии.

К первой стадии относят автоматизацию технологических процессов. Этот этап охватывает следующий период: конец 50-х – 60-е годы. Характеризуется довольно простыми алгоритмами управления технологическими процессами. Например, управление прямолинейным движением инструмента, производящего обработку детали в одной из двух плоскостей. Возможность автоматизации указанных алгоритмов обусловлена особенностями вычислительной техники того времени. Алгоритм управления реализовывался не программным способом, а путем соответствующих схемных решений (т.е. управление основывалось на создании жесткой схемы, как правило, совмещенной с соответствующим объектом управления).

 

Вторая стадия автоматизации начинается в конце 60-х – начале 70-х годов с решением проблемы быстрого поиска в массивах данных. На этот период и приходится появление АСУ. По мере уменьшения стоимости вычислительной техники стало экономически целесообразным её использование преимущественно в системах управления производственными процессами. Также в это время развиваются АСУ административно-хозяйственной деятельностью предприятия. Этот этап характеризуется более сложными алгоритмами управления с элементами оптимизации, большими объёмами перерабатываемой информации. Примерами задач, решаемых на данном этапе, могут служить транспортная задача средней размерности (в подсистеме управления производством и транспортным хозяйством), планирование загрузки оборудования с помощью методов линейного программирования (в частности, симплекс-метода) в подсистеме оперативного управления производством. Второй этап автоматизации отличается от предыдущего использованием серийных ЭВМ. Алгоритмы управления на этом этапе реализуются программным способом. Основной особенностью таких систем является ориентация на работу с информацией. Именно в 70-е годы появляются и широко внедряются в практику всевозможные информационно-поисковые и информационно-справочные системы. Это объясняется появлением магнитных носителей (диски, ленты) большого объёма хранения данных.

 

Третья стадия автоматизации (конец 70-х – начало 90-х) осуществлялась достаточно автономно, преимущественно в двух направлениях:

- автоматизация обработки информации (АСУ ПК, САПР);

- автоматизация технологии производства (АСУ ТП, СЧПУ, ПР).

 

Здесь АСУ ПК – это АСУ производственными комплексами (ПК). Этот класс систем ориентирован на решение типичных задач управления ПК: составление оптимальных графиков изготовления продукции, выбор рациональной загрузки оборудования и т.п.

САПР (системы автоматизированного проектирования) ориентированы на выбор технологических структур и состава оборудования при проектировании (реконструировании) ПК. Задачи первого направления являются, в основном, слабоструктурированными (не поддающимися полной формализации). Объектом управления здесь являются люди (бригады) с соответствующими агрегатами. Носителем информации является документ. А если вам интересны Новости политики России, то переходите по указанной ссылке.

 

АСУ ТП – это АСУ технологическими процессами. Этот класс АСУ связан с автоматизацией управления технологическими операциями (нагрев металла перед прокаткой, поддержание режимов работы агрегатов на заданном уровне и т.п.). Это обычно хорошо структурированные задачи. Объектом управления являются агрегаты (хотя в контуре управления может присутствовать оператор, но его основная функция – наблюдение за уровнями контролируемых параметров). Носителем информации в АСУ второго направления является сигнал (световой, звуковой и т.п.). АСУ ТП имеют наиболее “древнюю” историю, когда еще не было современной вычислительной техники. Так для управления дискретными технологическими процессами использовались программаторы, а для непрерывных – локальные регуляторы. Затем был недолгосрочный период использования специально разрабатываемых управляющих ЭВМ (например, для управления прокатными станами, раскроя металла и т.п.). В настоящее время АСУ ТП реализуются на базе современной компьютерной технологии.

 

СЧПУ – станки с числовым программным управлением, работающие по “жесткой” программе, предназначены для управления полностью структурированными объектами. СЧПУ доминируют главным образом в машиностроении.

 

ПР – промышленные роботы. Работают автономно по специфическим программам, обычно в условиях агрессивных сред.

Опыт развития автоматизированных систем управления показал, что автоматизация обработки информации в отрыве от автоматизации технологических процессов является тупиковым путем. Поэтому в середине 80-х годов начал развиваться курс на интеграцию указанных направлений АСУ. Наиболее интенсивно такая интеграция велась в направлении, получившем название ИАСУ ПК – интегрированные АСУ ПК. Это соединение АСУ ПК с АСУ ТП в металлургии. В машиностроении интеграция осуществлялась в рамках создания ГАП – гибких автоматизированных производств. ГАП интегрируют в своей структуре АСУ ПК, АСУ ТП, ПР, САПР.

 

Дальнейшее использование АСУ поставило на повестку дня задачу, связанную с тем, что их эффективное применение возможно лишь при обеспечении одновременного доступа к АСУ сразу многих потребителей, находящихся географически в самых разных точках. Произошло слияние ЭВМ с системами передачи данных. Объединение в единую систему информационно-вычислительных мощностей, программных средств, баз данных и систем связи оказывает колоссальное влияние на концепцию организации хранения и доступа к системам информации. В результате к началу 90-х концепция АСУ (АСУП, ИАСУ ПК) претерпела определенный кризис, преодоление которого привело к трансформации АСУ в АСОИУ (автоматизированные системы обработки информации и управления), созданию корпоративных информационных систем (КИС), принесших новую терминологию, адекватную новым инструментальным средствам. Резкое возрастание интереса к информационным системам в России вызвано вполне объективными причинами. При переходе к рыночным отношениям отечественным предприятиям стало уже невозможным оставаться на уровне технического оснащения 70-80-х годов, назрела острая необходимость в техническом перевооружении АСУ с использованием современных информационных и компьютерных технологий. КИС явились, по существу, результатом эволюционного развития автоматизированных систем управления предприятиями.

уникальные шаблоны и модули для dle

Добавить комментарий